Министерство труда и
социального развития
Республики Дагестан

горячая линия

(8722)67 94 43

Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 67-94-43

Государственная программа Республики Дагестан «Социальная поддержка граждан»

Полный пакет документов программы (вместе с приложениями) в .doc-формате можно скачать в разделе Документы-Действующие документы-Постановления Правительства РД


Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

 

 

 

Участники Программы

 

Министерство финансов Республики Дагестан,

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан,

Министерство печати и информации Республики Дагестан,

Министерство образования и науки Республики Дагестан,

Министерство юстиции Республики Дагестан,

государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (по согласованию)

 

Подпрограммы Программы

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;

«Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;

«Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»;

«Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»

 

Цели Программы

создание условий для роста благосостояния

граждан – получателей мер социальной поддержки;

повышение доступности социального обслуживания населения

 

Задачи Программы

выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;

обеспечение потребностей пожилых граждан, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;

создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;

повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг

 

Целевые индикаторы и показатели Программы

доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Республики Дагестан;

доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания  населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения

 

Этапы и сроки реализации Программы

 

2014–2020 годы, без деления на этапы

Объемы и источники финансирования Программы

объем финансового обеспечения реализации  программы на 2014–2020 годы составит  125 808 982,3 тыс. рублей (в том числе средства, поступающие в республиканский бюджет Республики Дагестан из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов – 51 792 742,6 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Дагестан – 74 016 239,7 тыс. рублей).

В 2014 году всего 12 202 015,1 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» – 6 467 635 тыс. рублей;

 

«Модернизация и развитие социального  обслуживания населения» – 96 730,5 тыс. рублей;

«Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» – 5 608 464,9  тыс. рублей;

«Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» – 29 184,7 тыс. рублей.

В 2015 году всего 14 534 255,1 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» – 7 620 253,1 тыс. рублей;

«Модернизация и развитие социального  обслуживания населения» – 101 232,3 тыс. рублей;

«Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» – 6 783 585,0 тыс. рублей;

«Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» – 29 184,7 тыс. рублей.

В 2016 году всего 16 459 486,2 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» – 8 515 983 тыс. рублей;

«Модернизация и развитие социального  обслуживания населения» – 115 167,35 тыс. рублей;

«Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» – 7 797 545,8 тыс. рублей;

«Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» – 30 790,0 тыс. рублей.

В 2017 году всего 17 972 953,5 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» – 9 379 887,7  тыс. рублей;

«Модернизация и развитие социального  обслуживания населения» – 126 920,08 тыс. рублей;

«Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» – 8 433 662,2 тыс. рублей;

«Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» – 32 483,5 тыс. рублей.

В 2018 году всего 19 807 483,3 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» – 10 360 817,5 тыс. рублей;

«Модернизация и развитие социального  обслуживания населения» – 138 061,3 тыс. рублей;

«Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» – 9 274 334,5 тыс. рублей;

«Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» – 34270,0 тыс. рублей.

В 2019 году всего 21 355 050,1 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» – 11 453 788,9 тыс. рублей;

«Модернизация и развитие социального  обслуживания населения» – 148 310,9 тыс. рублей;

«Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» – 9 716 795,4 тыс. рублей;

«Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» – 36 154,9 тыс. рублей.

В 2020 году всего 23 477 739,1 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам:

«Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» – 12 668 528,6 тыс. рублей;

«Модернизация и развитие социального  обслуживания населения» – 162 970,7 тыс. рублей;

«Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» – 10 608 096,2 тыс. рублей;

«Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» – 38 143,6 тыс. рублей

 

Ожидаемые результаты    реализации Программы   

снижение бедности среди получателей мер  социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;

удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания  населения;

обеспечение поддержки и содействие социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении;

создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;

увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями

 

 


I. Общая характеристика сферы реализации Программы,

в том числе формулировки основных проблем

в указанной сфере и прогноз ее развития

 

Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения.

В последние годы в республике приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная основа социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляется материально-техническая, информационная и кадровая база, осуществляется индексация социальных выплат с учетом динамики инфляции и т.д.

Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми, наиболее важными из которых являются выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет.

В республике действует сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры организаций социальной защиты населения, разработаны и внедрены государственные стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.

Меры социальной поддержки граждан, используемые в Республике Дагестан, особенно предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения. В этом качестве они выступают одним из инструментов предотвращения бедности в регионе, что способствовало (согласно данным Росстата) снижению в 2012 году в Республике Дагестан уровня бедности до 7,0 проц. (11,0 проц. – в среднем по Российской Федерации).

Важнейшими количественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Республике Дагестан являются значительное количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме. Суммарное число таких граждан составляет около 400-500 тыс. человек, или примерно 15 проц. населения республики*.

Ежемесячные денежные выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан получают граждане более чем пятнадцати категорий (преимущественно ветераны труда, граждане пожилого возраста и инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, малоимущие и другие категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами Республики Дагестан). Наиболее значительной группой получателей регулярных денежных выплат при этом являются ветераны труда (около 35 процентов от общего числа).

Меры социальной поддержки представляются путем более полного учета объективных потребностей получателей с использованием механизма адресности. Результатом является рост абсолютных и относительных показателей, характеризующих масштабы социальной поддержки граждан (семей) на основе проверки нуждаемости.

 

Единовременные денежные

выплаты семьям с детьми

Численность  
получателей  
(чел.)

Прирост

(%)

2007 год

2012 год

Единовременные  пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беремен­ности (до 12 недель) и подлежащим обязательному социальному страхова­нию

 

3 696

4 917

133,0

Единовременные пособия при рождении ребенка

 

31 046

55 461

178,6

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

 

75 407

130 051

172,5

Ежемесячное пособие на ребенка

 

306 491

320 523

104,6

Ежемесячное пособие  на детей одиноких матерей

 

16 736

18 175

108,6

Единовременные денежные выплаты семьям при рождении пятого и каждого последующего ребенка, десятого и каждого последующего ребенка, одновременно двух детей, одновременно трех и более детей

932

1 604

172,1

 

Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания – путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, – гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного возраста и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, отстающим в развитии, беженцам и вынужденным переселенцам и другим.

Так, социальным обслуживанием в Республике Дагестан ежегодно охвачено более 170 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов.

В 2012 году отделениями социального обслуживания на дому предоставлены услуги 23 330 гражданам пожилого возраста и инвалидам; специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому – 6 978 гражданам; отделениями срочного социального обслуживания – 122 528 гражданам.

Численность граждан, получивших социальные услуги в указанных учреждениях, составила 950 человек.

Численность лиц без определенного места жительства и занятий, получивших услуги в социальных центрах по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, составила 249 человек.

Несмотря на принятые решения по расширению перечня мер и улучшению условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования, результаты функционирования системы социальной поддержки граждан оказываются недостаточно высокими, в том числе с позиций:

сокращения материального неблагополучия, бедности, социального и имущественного неравенства. По данным Дагестанстата*, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по Республике Дагестан, несмотря на тенденцию к снижению, в 2012 году составила 7,0 проц., коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) – 15,0, коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) – 0,407;

повышения уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, иных категорий населения, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки. Из общего числа зданий, в которых размещены стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, требуют капитального ремонта 22,5 процента;

сокращения физического неблагополучия, в том числе инвалидности, состояния психического здоровья, социально опасных заболеваний граждан;

сокращения социального неблагополучия, преодоления негативных явлений в области семейно-детских отношений.

При прогнозировании основных параметров и мероприятий по развитию системы социальной поддержки граждан на период до 2020 года в рамках Программы учитывались основные задачи, определенные Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, в том числе:

улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов;

повышение эффективности государственной поддержки семьи;

социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов;

развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг;

создание на 2-м уровне зональных базовых реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;

реконструкция действующих и создание новых социальных приютов для лиц без определенного места жительства;

формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений.

В прогнозируемом периоде (2012–2020 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки по оценке будет возрастать вследствие:

увеличения ожидаемой продолжительности жизни, а также численности лиц старше трудоспособного возраста;

роста рождаемости, сопровождающегося увеличением числа рождений и численности детей;

сохранения в республике в перспективе ряда имеющих инерционный характер негативных социальных явлений, к числу которых относятся материальное и физическое неблагополучие.

Преодоление последствий этих распространенных явлений потребует предоставления гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установленных законодательством мер социальной поддержки в денежной и натуральной формах, а также оказания социальных услуг и предусмотрения соответствующих расходов на их финансирование из бюджетной системы Республики Дагестан.

В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения на период до 2020 года будет осуществляться в следующих основных направлениях:

расширение сферы применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, в том числе как в денежной форме, так и в форме услуг;

развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий.



* Точное определение числа получателей мер социальной поддержки в денежной форме в настоящее время невозможно в связи с многоканальностью (федеральный бюджет, республиканский бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов и др.), категориальным подходом их финансирования и отсутствием централизованного учета по унифицированной форме.

* предварительные данные


← Назад к списку новостей